Проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов

21 ноября 2025

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) в соответствии с Федеральными законами от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, проводится антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
В рамках осуществления полномочий по участию в методической помощи органам местного самоуправления в систематизации муниципальных  правовых актов Управление рассматривает проекты муниципальных правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления не только на соответствие федеральному законодательству, но и на предмет наличия коррупциогенных факторов. Правовой анализ проектов муниципальных правовых актов направлен на выявление и предотвращение включения в их тексты положений, прямо или косвенно способствующих созданию условий для проявления коррупционной деятельности.
Наиболее часто встречающимся коррупциогенным фактором, выявленным Управлением в муниципальных правовых актах и их проектах за 2024 год и прошедший период 2025 года, является коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно: широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или
органов местного самоуправления (их должностных лиц). Дискреционными полномочиями в данном случае обозначены совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких вариантов решений.
Как пример муниципального правового акта, содержащего указанный коррупциогенный фактор, следует отметить муниципальный правовой акт муниципального образования, которым не установлено точное количество дней, на которые ежемесячно депутатам гарантируется сохранение места работы (должности) и напротив установлено, что депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. За предыдущие периоды имели место случаи внесения муниципальными правовыми актами в устав норм, противоречащих друг другу, либо иным нормам, содержащимся в уставе муниципальных образований (например, установление различных сроков обнародования муниципального правового акта, установление двумя статьями различного срока полномочий представительного органа, различный способ избрания главы муниципального образования).
Установление указанных норм в муниципальном правовом акте составляет коррупциогенный фактор - нормативные коллизии, то есть противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Наличие в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов также является основанием для принятия регистрирующим органом мотивированного решения об отказе в государственной регистрации (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).
Вместе с тем, необходимо отметить положительную тенденцию снижения выявленных коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при проведении антикоррупционной экспертизы. Управлением на постоянной основе принимается комплекс мер, направленный на обеспечение законности принятых муниципальных правовых актов.
Помимо рассмотрения проектов муниципальных правовых актов Управлением два раза в год проводится Анализ причин принятия решения об отказе в государственной регистрации муниципального правового акта, в котором обозначаются, в том числе, примеры типичных коррупциогенных факторов, выявленных за предыдущие периоды.
Анализ причин принятия решения об отказе в государственной регистрации муниципального правового акта, а также обзоры и иные актуальные изменения законодательства размещены на официальном сайте Управления (https://to28.minjust.gov.ru) в разделе Деятельность в сфере регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований - Уставы муниципальных образований.


Календарь событий

Документы

21 ноября 2025
№ 169 от 20.11.2025 О внесении изменений в приказ управления ЖКХ города Благовещенска от 31.10.2024 № 12 «Об утверждении паспорта муниципального проекта города Благовещенска «Обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий города Благовещенска» 
21 ноября 2025
№ 7057 от 20.11.2025 О мерах по предотвращению несчастных случаев в зимнее время на водоёмах городского округа в 2026 году

Полезные ссылки