28 Июля 2017
Пятница 05:31

Зоны территориального развития

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) под зоной территориального развития в Российской Федерации понимается часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития такого субъекта Российской Федерации резидентам этой зоны предоставляются меры государственной поддержки путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику. Таким образом, в зонах территориального развития действует специальный правовой режим для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов данной зоны.

 

Порядок создания зоны территориального развития

Создание зоны территориального развития допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами или городскими округами. Муниципальные образования, на территориях которых допускается создание зоны территориального развития, могут не иметь общие границы, но должны находиться на территории одного субъекта Российской Федерации. Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития.

Перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых допускается создание зон территориального развития, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. №326.

Помимо этого, субъект Российской Федерации может быть включен в указанный перечень в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.

Зона территориального развития создается на 12 лет (ч. 1 ст. 9 Закона). Существование такой зоны прекращается по истечении срока, на который она создана. По решению Правительства Российской Федерации возможно досрочное прекращение существования зоны территориального развития в случаях, указанных в ч. 4 ст. 9 Закона.

 

Резиденты зоны территориального развития

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации (далее - резиденты) могут быть:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

 

Такие лица являются резидентами, если они включены в реестр резидентов зоны территориального развития. Включение в реестр допускается, если претендент:

  • прошел государственную регистрацию на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития;
  • представил инвестиционный проект, который отвечает требованиям, установленным Законом.

 

Резидентами не могут являться (ч. 2 ст. 11 Закона):

  • субъекты естественных монополий;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

 

Претенденты на включение в реестр резидентов подают в администрацию зоны территориального развития (далее – администрация) соответствующее заявление с комплектом документов, определенных в ч. 3 ст. 11 Закона. Среди них должна быть инвестиционная декларация – документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, который предполагается реализовать в зоне территориального развития (п. 6 ст. 2 Закона).

 

К инвестиционному проекту предъявляются следующие требования:

  • реализация инвестиционного проекта в зоне территориального развития;
  • соответствие видов экономической деятельности, осуществление которых предусмотрено инвестиционным проектом, требованиям установленным Законом требованиям.

Иных критериев отбора инвестиционных проектов Закон не предусматривает.

 

В течение 10 дней администрация принимает решение о включении или об отказе во включении заявителя в указанный реестр. В случае принятия положительного решения администрация выдает заявителю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента (ч. 5 ст. 11 Закона).

 

Специальный правовой режим зоны территориального развития не распространяется на некоторые виды экономической деятельности. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 11 Закона в рамках инвестиционного проекта не может осуществляться:

1) производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей);

2) добыча сырой нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях;

3) добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их производство и переработка;

4) оптовая торговля и розничная торговля;

5) ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

6) финансовая деятельность;

7) обработка лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

 

Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения (ч. 9 ст. 11 Закона):

1) цель и объект инвестиционной деятельности, предусмотренной инвестиционным проектом;

2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;

3) объем и график осуществления инвестиций при реализации инвестиционного проекта, в том числе на первом этапе функционирования зоны территориального развития.

 

Меры государственной поддержки

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона мерами государственной поддержки резидентов являются:

  • предоставление бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов резидентов;
  • создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития;
  • предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • иные меры государственной поддержки, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

 

Согласно ст. 12 Закона перечень заявок резидентов, претендующих на получение государственной поддержки в очередном финансовом году, а также очередность удовлетворения этих заявок определяется администрацией.

К мерам государственной поддержки резидентов, заявки которых включены в перечни заявок, могут относиться:

  • государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами в установленном бюджетным законодательством РФ порядке;
  • предоставленные из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • иные меры государственной поддержки, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.